В объективе – молодые специалисты
В последнее время самой актуальной проблемой в сфере культуры является обеспечение кадрами, причем специалистами, которые смогут решать современные задачи, стоящие перед сферой. Специалистов для учреждений культуры готовят специальные учреждения образования. Однако, получить знания, умения и навыки – это одно, а суметь применить их на практике – это уже совсем другая задача. Параллельно с получением образования очень важно, чтобы студент, будущий специалист, готовил себя и формировал уважительное и ответственное отношение к своей будущей профессии как к делу всей его жизни. А жизнь, если нужно, внесет свои коррективы.
Знакомьтесь! Татьяна Николаевна Андрейчикова, методист 1 категории учреждения культуры «Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы».
Таня – молодой специалист, в Центр пришла в марте 2020 г. За столь короткое время пребывания в Центре она успела соткать ручники и салфетки, дорожки и пояса, а также гобелен.
Побеседовав с Татьяной, я постаралась получить ответы на выше обозначенные проблемы, а также, откуда у нее появился интерес к народным ремеслам и над чем она сейчас кропотливо трудится.
– Таня, расскажи немного о себе, откуда появилось увлечение ткачеством?
– Еще в детстве я любила шить, вышивать, а также рисовать. Всю жизнь меня окружали творческие люди, благодаря которым я сначала попала в художественную школу, а потом и поступила в 2012 году в Могилевский государственный колледж искусств на специальность «Дизайн». После окончания колледжа, я пошла дальше и поступила в учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» на специальность «Народные ремесла». Каждый семестр на предмете «Материаловедение» мы пробовали различные виды ремесел: соломоплетение, керамика, роспись по стеклу, роспись по ткани, чуть позже резьба по дереву. Все понемногу, в том числе и ткачество. После двух лет обучения мы выбирали себе конкретное направление, чем мы будем заниматься дальше. Я выбрала гобелен, потому что он был более доступный и интересный для меня по сравнению с другими видами ремесел.
– Чем притягивает этот вид творчества?
– Ткачество одно из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства, которое не потеряло актуальность на данный момент и продолжает активно развиваться. Гобелен, как разновидность ручного ткачества, так же проходит свою трансформацию. На сегодняшний день гобелен несет в себе не только утилитарную функцию, но и выступает как самостоятельное произведение. Также, материалы для изготовления гобелена легче раздобыть, нежели чем для керамики, где, например, необходимо оборудование для обжига. Для того, чтобы начать работать над гобеленом необходимо иметь: картон с рисунком, нитки соответствующие эскизу, раму, на которую натягиваются нити основы и ножницы. Какие-то иные инструменты для работы каждый мастер подбирает для себя самостоятельно, исходя из собственного опыта. Именно эти вещи меня и привлекают в таком виде творчества как ручное ткачество.
– Какие изделия нравится больше ткать?
– В целом мне нравится ткать все: и пояса, и рушники, и дорожки, и гобелены. По-своему все интересно. Я пробовала разные виды плетения поясов: плетение на пальцах, дощечках, бердо, крученные пояса. Больше всего мне понравилось ткать на бердо. На гобелен уходит больше времени, но работы получаются эффектнее. А так, как гобеленом я занимаюсь уже где-то 4 года и освоила традиционные техники его плетения, мне бы хотелось развиваться больше и в других видах ткачества. Например, сейчас для меня новое – это освоение ткацкого станка.
– Ты не раз упомянула о таком виде ткачества, как ткачество гобелена. В наши дни мастеров, умеющих ткать гобелены, не так уж много. Знаем, что твоими руками был соткан гобелен «Купалье» к прошлогоднему республиканскому празднику «Купалье». Над чем сейчас работаешь?
– Сейчас я делаю гобелен для центра по мотивам картины А.Куинджи «Берёзовая роща». Размер работы – 100х80 см. Если говорить о времени, сколько понадобится для его изготовления – примерно несколько месяцев. В гобелене не малую роль играет терпение, так как работа очень монотонная. А у меня с детства любовь к кропотливой работе.
– Какие техники плетения используешь в гобелене?
– Для его создания я использую две основные техники: «ковровый узел» и традиционное шпалерное ткачество. Работа в технике «ковровый узел» достаточно кропотливая. При такой технике гобелен получается объемным и рельефным. Помимо того, что мне надо проложить основную массу ворса, я его еще остригаю до необходимой длины, которая варьируется на разных участках, чтобы создать эффект пространства. Когда объект на рисунке уходит вдаль, на гобелене этот участок будет гладким, а тот объект, который располагается ближе ко мне, будет более объемным.
– А сколько ниток понадобится для создания такого гобелена?
– Есть разные формулы, с помощью которых можно рассчитать, какой приблизительный объем ниток понадобится для изготовления гобелена. Но на гобелен, выполненный с использованием техники «ковровый узел», трудно рассчитать, какой объем ниток необходим, так как нужно учитывать длину ворса. В данном гобелене используется не менее 15 цветов. Также я смешиваю нитки между собой, что делает цветовую палитру более разнообразной.
– Расскажи подробнее о процессе изготовления гобелена.
– В первую очередь был подготовлен картон с эскизом, соответствующий размерам готового изделия (100х80 см). Далее на деревянную раму я натянула нити основы, сплела разделительную косичку для закрепления края и выравнивания нитей, проплела кромку, к которой пришила эскиз, и начала работу. В первом ряду проложила дорожку в технике «ковровый узел», а дальше закрепила ряд обычным шпалерным плетением и так далее, ряд за рядом, чередуя узлы в шахматном порядке.
Обычно в среднем гобелены плетутся 3-5 см в день, у меня на данный момент выходит около 2-3 см в день. Все зависит от сложности участка, количества цветов нитей, а также размера гобелена.
– Сейчас много говорят о том, что молодежи не интересно народные ремесла, что они не актуальны в современном обществе. Каково твое мнение по этому вопросу?
– Народные ремесла всегда будут актуальны. Все те, кто учится на художественных специальностях, особенно связанных с декоративно-прикладным творчеством, начинают свое обучение с освоения традиционных ремесел, и уже в дальнейшем на этой базе они начинают развиваться и вносят свои изменения в технологии народных ремесел, у них появляется свой стиль работы. И даже не смотря на то, что современные мастера разрабатывают свои авторские техники плетения, вводят в работы современные материалы – в основе лежат технологии, которые идут с истоков ткачества.
Сказать, что народные ремесла забываются, нет, я не думаю, ведь данная тема интересна не только для тех, кто непосредственно связан с творчеством, но и для тех людей, которые в своей профессии далеки от этого. Сейчас существует множество художественных мастерских по обучению традиционным видам ремесел для людей различных возрастных групп. А также проходит множество выставок и ярмарок, где люди знакомятся с традиционными видами ремесел, участвуют в мастер-классах и приобретают изделия мастеров. К тому же сейчас актуальна тема экологии. А при изготовлении традиционных изделий, как правило, используются экологически чистые материалы, что немало важно в современной жизни.
– Ты молодой специалист. На начальном этапе работы, какая помощь и поддержка нужна молодому специалисту и ощущаешь ли ты ее в центре?
– Практически каждому человеку приходится столкнуться с процессом адаптации, приходя на новую работу. Молодому специалисту в этом плане еще сложнее, потому что он, в большинстве случаев, сталкивается с подобным впервые. Первое, с чем сталкивается молодой специалист на работе – недостаток практических знаний. Помимо этого трудности появляются еще с нового распорядка дня, новых обязанностей, ответственности и с первого знакомства с коллегами. Ведь первое впечатление самое важное.
Здесь, в центре я получаю колоссальную помощь со стороны моих коллег в освоении технологии ткачества, также во время работы здесь я могу участвовать в семинарах для расширения своих знаний, в республиканских и международных выставках и конкурсах, что для молодого специалиста немаловажно – показать себя и свои умения.
– Какие перспективы ты видишь для себя в будущем, связанные с твоей профессией?
– Перспективы? Пока я работаю в Центре, могу развиваться в направлении ткачества. Я хочу освоить ткачество на станке, чтобы в дальнейшем применять этот навык в своем творчестве. Есть в мыслях различные проекты, в том числе и с коллегами, мы думаем, какие изделия можно изготавливать с помощью ткачества помимо традиционных, пробуем совмещать различные техники и материалы. Есть мысли о том, чтобы разработать мастер-классы на базе Центра по различным видам и техникам ткачества для широкой аудитории.
Беседу вела Кристина Башаримова, ведущий редактор УК «Могилевский областной методический центр НТ и КПР»