Описание традиционных костюмов Могилевщины
Традиционный костюм является одним из важнейших компонентов, определяющих культурное пространство Беларуси. В нем воплотились эстетические представления, взгляды и верования белорусского народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев.
Сегодня, задумывась об истоках традиционного белорусского костюма важно понимать, что оформленные комплексы относятся к XVIII, XIX, и даже ХХ веку. Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось еще во времена средневековья.

Женская одежда славян раннего периода менее документирована археологическими материалами и совсем не получила отражения в синхронных письменных источниках. Судя по более поздним данным, одежда женщин состояла прежде всего из рубахи, которая отличалась от мужской большей длиной и более нарядными украшениями – вышивкой или узорным ткачеством. Поверх рубахи одевалась понева – поясная одежда замужних женщин. Самые первые из них представляли собой несшитый кусок ткани, который завязывали вокруг пояса так, что края расходились спереди, оставляя открытым подол сорочки. Края понёвы часто «подтыкались» за пояс.
Белорусский национальный костюм складывался на протяжении веков в комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. В результате в конце XIX – начале XX века на территории Беларуси сформировались «строи» – традиционные комплексы белорусской народной одежды. При выделении отдельного строя учитывается общность повседневной и праздничной одежды, обуви, головных уборов и украшений.
Костюм «строился» из отдельных частей по художественным законам. Это логично определило крой, расположение декора и технологию его выполнения.
Логика кроя льняной одежды определяется шириной полотна. Ширина полотна была тем модулем, который определял количество составных частей, а значит, и размер одежды. Компоненты одежды вырезались в виде прямоугольников. Это позволяло рационально использовать самодельную ткань.
Одно из наиболее ярких явлений народного костюма нашего региона – Краснопольский строй, внутри которого выделяются несколько костюмных комплексов. Этот строй представлен на фотографиях костюмами Костюковичского и Климовичского районов Могилевской области.
Приграничье с Россией оказало своё влияние на традиционный национальный костюм этих регионов. Одной из отличительных особенностей можно считать то, что в состав женского комплекса одежды входит юбка с пришитым лифом с завышенной талией, напоминающий русский сарафан - «андарак с кабатом».
Поверх сарафана обязательно повязывали фартук. Фартук украшен по низу широким бордюром ромбо-геометрического орнамента, который через множество узких полосок переходит к белому верхнему полю. Для оформления низа фартука использовали либо кружево ручной работы либо оборку – «фальбон».
Основу костюма составляет сорочка с прямыми плечевыми вставками «поликами» и прямым рукавом (поликовый крой). Орнаментальная отделка сорочки традиционно концентрировалась на оплечьях возле швов, соединявших «полики» с рукавами. Узорчатые бордюры не одинаковые – на рукавах они более широкие, чем на поликах. Для отделки применялся геометрический орнамент, вышитый «протягом» – швом «вперед иголку».
Наиболее распространенными цветами женского костюма были белый, красный, позже – серый и в небольшом количестве – черный. Такие цвета использовались для орнаментации и хорошо выделялись на белом фоне льняного полотна.
Для украшения костюма использовались различные техники: «браное» ткачество; вышивка «набором» и счетной гладью, простым и двойным крестом; ажурное шитье; кружево.
Пояс в прошлом составлял необходимую часть национального костюма белоруса. Его носили взрослые и дети, мужчины и женщины. Без пояса нельзя представить народный костюм. Известный белорусский этнограф Никифоровский в своих произведениях, написанных в конце XIX – начале XX века отмечал, что появление на людях без пояса вызывало недоумение у присутствующих. Ношение пояса связывалось с моральным обличьем человека.
Важное место отводилось поясу в разных обычаях и обрядах. С поясом связывали разные приметы, поверья, заговоры, гадания. Считалось, что пояс оберегает то разных несчастий.
Могилевский строй выделяется среди других костюмных комплексов особой сдержанностью и простотой в манере его украшений, логической композицией декора, ясной архитектоникой. Костюм этого региона показывает, что художественное оформление его представляет собой устойчивую систему, отражающую извечную взаимосвязь с окружающим миром природы.

Строй представлен девичьим костюмом Шкловского района состоит из сорочки, юбки, фартука и головного убора в виде длинного куска тонкого белого полотна, орнаментированного на концах – «скиндочки».
Отличительной чертой Глусского костюма стала длинная сорочка, которая шилась из грубого льняного полотна, простого свободного кроя. Она должна была закрывать шею, руки до запястья и колени. Шов на сорочке был декоративный в виде снежинок, по краям была вышивка мелким крестиком.

Юбка шилась из полушерстяной ткани, в основном черной или темно-синей, по подолу нашивались полосы – не менее трех. Ширина и цвет полос разные, количество полос зависело от достатка семьи.
Фартук шили из цельного полотна и обшивали по периметру лентой в складку, отчего фартук казался полукруглым.
Народная одежда — вершина мастерства ткачих и вышивальщиц. Особенным совершенством, красотой и утонченностью выделялась женская одежда для праздничных случаев, которая более, чем другие виды народного искусства, была видна. Потому что в ней «выходили в люди»: в гости, на ярмарку, в церковь, на разные народные гуляния и обряды.





Автор фоторабот - Костас Асимис