«Купалье на Хотимщинею Традиции и обряды»

Купалье — один из древнейших, таинственных и самых необычных народных праздников, посвященных солнцу и расцвету земли. Изначально он был привязан к дню летнего солнцестояния, когда наступает самая короткая ночь в году. Наши предки верили, что в это время на землю выходят лешие, ведьмы и злые духи, а защититься от них помогают вода и костер. Да и само название праздника подчеркивало его магию. «Купало» означало «сердитое», «горячее», «кипящее гневом», «яркое» — именно так раньше представляли солнце и его чудодейственную силу. Купалье – один из самых магических праздников. В народном календаре вряд ли отыщется ещё один такой день, наполненный тайными смыслами, обрядами. А работники клубов, опять отправились в экпедицию, для того, чтобы расспросить и узнать как праздновалось Купалье, какие обряды связанны с этим древним праздником, чтобы подрастающее поколение не забывало о своих корнях и гордилось нашей маленькой страной, с таким гордым названием “Беларусь”.


Клубные учреждения и районный центр культуры Хотимщины провели этот древний и интересный праздник.
Вечером 5 июля на реке «Бесядь» разгорелось настоящее чудо: здесь состоялось фееричное народное гулянье, посвящённое Купалью – одному из самых таинственных и поэтичных праздников белорусского лета. Сценарий праздника, вдохновлённый вековыми традициями, превратил вечер в театрализованное путешествие сквозь легенды, песни, магические обряды и добрую праздничную магию. Районным центром культуры была подготовлена театрализованная концертная программа “Чароўная кветка”. Знаково, что праздник в этом году проходил на берегу реки. И спокойные воды реки “Бесядь, как и раньше, услышали песни о хорошем урожае, о легкой доле для девушек.


На центральной площадке развернулось яркое действо: под звуки купальской музыки появились ведущие, среди которых были Купалинка и Купалиш – персонажи, олицетворяющие дух праздника, а также Ведьма и Черт, которые со своей свитой – Бабой-Ягой, Кикиморой, Лягушкой и Лешим решили сыграть свадьбу и испортить праздник.
Гостей праздника ожидала насыщенная программа: песни, народные танцы, обрядовые игры, конкурсы и театральные постановки. Творческие коллективы Хотимского района представили яркие номера, переплетая народные мотивы с современным прочтением. Зазвучали песни, закружились хороводы, разгорелись танцы и забавы. Особенно полюбился конкурс купальских венков, где каждая участница демонстрировала не только мастерство плетения, но и фантазию, вложенную в цветочный символ мечты.
Под вечер Купалья хозяйки выметали дома, дворы— чтобы впустить обновление.«Мусор собіралі з двара – рассказывала Евдокия Степуня с д. Зеленец Хотимского района, і лажілі на огонь купальскій, каб уся хвароба пошла с агарода, каб трава не расла у полі, каб усі здоровые были».
Девушки гадали на суженого. Они собирали цветы на лугу в ночь на Купалу, а на рассвете клали их под подушку. Многие верили, что могут увидеть суженного во сне, а проснувшись, нужно было непременно пересчитать цветы.
“Як ўжо цемна стане, ідуць дзеўки на луг да Каменца (озеро около д. Канава Хотимский район) , рвуць зубамі падарожнік і бягуць скарей дамой. Дома перебіраюць лісце парна , і ложаць пад падушку. Нельзя ні есць, ні піць, ні с кем разгаваріваць, чтоб ніхто не знаў. Сразу лажацца спаць, каб прысніўся жаніх” (Авдотья Косьянова д. Канавка Хотимский район).


Особым вниманием пользовались традиционные купальские гадания. Девчата собирались и обдумывали как они будут гадать. Хлопцы подготавливали колесо, сухое дерево для огня, шутили, как они будут пугать девушек во время их гадания.
На районном мероприятии Купалинка также провела гадание среди девушек и узнала какая из них будет жена. У кого веночек был гладенький и аккуратненький, у той девушки и характер спокойный. У кого веночек был с ромашкой и медуницей, у той характер боевой и за словом в карман не полезет. А кто накрутил в венке всего, у той муж ее остерегайся. У кого веночек без затей, та очень любит детей. Девушки смеялись, волновались, а дети с интересом следили за каждым движением Купалинки, затаив дыхание.
Пожалуй, ни один белорусский календарный ритуал не вмещает столько таинственных поверий, как Купалье.
«На Івана Купалу да васходу солнца надо сабраць мураўіное масла. Мураўі яго у клубок скатываюць і наверх выкідываюць. Яно дужа полезнае – самае лечэніе от многих хвароб. Но яго сумець нада узяць: сагнешься ўзять, і бальшэй страх берэць… Аглянешься – а ужо масла няма» (Е. Сцепуненя д. Зеленец Хотитмский район). Але главное чудо купальской ночи – знаменитая папарать-кветка. «Гаворыць, чорная папараць-кветка цветет: это тая, што драбней, нізенькая папараць. И тый хто найдзець еты цвяток, той шчаслівы будзець» (Евдокия Степуня, д. Зеленец, Хотимский район).
«Бывала, як поўнач, бегаім па лясу, шукаем гэтую кветку. Ну, ета ж редка хто яе найдзіць, ета бальшое шчасце таму чалавеку» (Фекла Раманенка аг. Липовка Хотимский район).
«Чалавек, якей увідзець етый цвяток, будзець панімаць язык рек, азер, пціц, звярей, всяго жівога. Калі прішел дамой, разул лапці і все забыў, все пацерялась і сразу не стала» (Ксения Тукаленко, Д. Ельня).


Не меньшей художественностью обозначаются мифы про «нечистиков». На Могилевщине говорят, что в Купальскую ночь исполняется переворот. Оживает и веселится нечисть, русалки купаются в реках, деревья могут перемещаться и разговаривать между собой. А бывает так, что дерево или птица заговорит человеческим голосом, что показываются в земле спрятанные клады. В купальскую ночь ведьмаки получают особенную силу, и человеку приходится быть очень внимательным, чтобы защититься от них.
«Купальская ноч так, я што калдуюць многа. Можна сделаць, штоб волком быть, ілі свіньей, і кем хочешь, іли котом бегаць. Рассказывалі девка сядзела с хлопцам уночы и відзець – копа сена по уліце бяжыць . А няма ні каня, ні чалавека, ні калес. Ето пад Івана ведьмы превращаюцца такі бегаюць, вред дзелаюць. Вот у нас раньше агароды палоскамі былі, дык яны гавораць, бегалі. К прымеру, з маей паласы зямли схваціць і к сабе нясець. Ета штоб мне беднасць была, а ей багатства» (Фекла Романенко, аг. Липовка Хотимский район).
«Помню малая была, дык нас у дзярэўні жыў мужык Родзька. Рассказываў. «Іду у свой сарай, бяжыць навстречу серая кошка. Вечар, позна уже, цемна было, якраз у ноч на Івана Купалу. Дык, тая кошка мятнулась пад ногі. Я яе сваею качарежкай агреў і папаў па галаве какраз”. Родзька і гаворіць людзям назаўтра: “Паглядзім, у каго галава будзець прабіта. Я вчера кошку незнакомую па галаве стукнуў”. А тут баба ідзець і ў яе галава завязана, чарапок прабіт. Вот так калдунню узнаць можна” (Арина Даронькина, д. Кленовка Хотимский район).
«На Івана перажжоны ведзьмы дужа любяць дзелаць. Калі жыта паспее і пайдзеш яго жаць, дык бывае ета жыта, як стрялой вдоль усяго поля прабіта. Такая як бы паласа на ладонь шыріной ці шірей трошкі. На етай паласе іржішче есць, а каласкоў няма нійдзе. Эта перажжон дзелаіць ведзьма на Івана. Пріходзіць, раздяецца да гала, ставіць ікону вніз, становіцца на ікону, загавар чытае і нячыстам духам ляциць па етаму полю, і весь ураджай бярець сабе. Буря, вецер паднімаецца, не відна нічога. А после етай бурі, паласа астаецца бех каласкоў. Ета дзелаецца на Івана в двенадцаць часоў ночы. С трех бакоў калоссе спутаіць і завяжыць у вузел. Як той залом не отделаеш, так хазі ні этага поля можа памерць. Мы відзелі, як свякроў мая снімала еты залом. Іна прішла раздзелася, стала на калені, Богу памалілася, ногі расставіла і рвець і кідаіць залом уперад сябе. І вырвала. Так ікаіта сіла яе піхнула, іна і завалілася” (Авдотья Касьянова д. Канавка Хотимский район).


В Хотимке, однако, не обошлось и без купальской борьбы между силами света и тьмы. На площадку ворвались ведьма и её нечистая свита. Театрализованное противостояние с элементами мифов, заклинаниями, танцем нечисти и драматичным поединком стало кульминацией вечера. Молодой герой Купалиш отправился на поиски цветка папоротника, и вернулся победителем. Его находка – цветок счастья – стала символом победы добра, любви и чистых намерений.
“Калі Купальская ночка заканчвалася, маладзеж ішла глядзець, як сонца ўсходзіць. Счіталось добрым знакам, калі іно вставала іграючы. На сонца красіва ўсходзіць, то разбягаецца, то разбягаецца палосамі разнымі: і краснымі, і аранжывамі, і жоўтымі, а патом палосы умесце сліваюцца. Усе пераліваецца так красіва. Ета к харошаму уражаю” (Мария Чибусовааг. Беседовичи Хотимский район).


Яркая палитра праздничного вечера в Хотимске была бы невозможна без таланта и самоотдачи артистов, наполнивших Купалье живыми красками традиций и веселья. Солисты из народного ансамбль “Спадчына” Забелышинского СДК покорили публику своими чистыми голосами и гармонией, народный вокальный ансамбль песни «Быліна» – душевной теплотой и искренней любовью к родной культуре. а солисты из Боханского и Батаевского сельских клубов, добавили празднику лиричности и праздности. Специальные гости, Юлия Карташова создала особую атмосферу единения разных поколений. Каждый артист стал проводником в мир летнего волшебства, даря радость и вдохновение всем присутствующим.


Купалье на Хотимщине стало праздником настоящего народного единства, душевной щедрости и глубокого уважения к культурному наследию. Его будут вспоминать как ночь, где ожили легенды, где дети и взрослые на равных разделили радость и надежду, а огонь Купалы зажёг в каждом сердце искру света.
Стефанцова Наталья, методист РЦК ГУК «Центральная клубная система Хотимского района»