«Зазывания дождя»
Обряд «Зазывания дождя» в Климовичском районе
С древности человек зависел от дождя. Падающая с небес влага обеспечивала существование всему живому на Земле и всегда заключала в себе магическую силу. Сам обряд может совершаться в различные временные промежутки, в зависимости от неблагоприятных погодных условий. Ритуальные действия, направленные на «зазывание» дождя, осуществляются как комплексно, так могут воспроизводиться и частями на протяжении всего жаркого периода.
Обряд вызывания дождя — обряд, во многих культурах, исполняемый во время засухи с целью вызова дождя, и часто сопровождается ритуальными танцами и песнями.
Поэтому изучая историю проведения обрядов, исследователи – этнографы узнали, что разные народы, в том числе и жители Могилевского Поднепровья, придумывали странные и экзотические обряды вызова дождя.
Так, на территории нынешнего Полесья, в колодцы часто сыпали мак, бросали деньги, соль, чеснок, освященные травы, зерна пшеницы и ржи, просфору и др., выливали освященную воду, вычерпывали всю воду из колодца и т.п. Иногда в колодец бросали глиняные горшки, причем во многих селах Полесья считали, что горшок следовало украсть — у соседей, инородцев или у гончаров.
На Гомельщине говорили: «Вот как нет дождя, то украдем где-нибудь гладышку, да в колодец — бух! И тоже, говорят, дождь пойдет». Более действенным этот способ оказывался тогда, когда обряд совершала вдова или когда горшок крали у вдовы.
В Полесье и прилегающих районах Беларуси и России для вызывания дождя совершали обряд “пахания реки”: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Символическое пахание могли производить и прямо на мелкой воде: в Мстиславском уезде «выбирали красивую девушку в возрасте 15 лет, раздевали ее донага, увешивали ее венками и заставляли в таком виде боронить воду». Подобный способ вызывания дождя отмечен и в Гродненской области: «Собрались старые бабы, украли плуг на колхозном дворе, занесли его на реку…. Одни запряглись, а другие погоняли пугаю». Иногда вместо реки «пахали» дорогу или рыли на дороге ямки, символически «отворяя» воду.
В белорусской деревне Старый Дедин, что на востоке Беларуси, сохранилось много традиций с далеких времен, среди которых древний обряд вызывания дождя. И это несмотря на то, что за окном — век информационных технологий и других достижений человечества. В 2009 году, по итогам проведенных фольклорных экспедиций, работники районного Центра культуры записали обряд у старожилов и возродили его.
Из воспоминаний старожилов, как проводят обряд, чтобы вызвать дождь: …«во время большой жары женщины перепахивают речку. Делать этот обряд нужно без одежды. При этом необходимо говорить определенные ритуальные слова-призывы. Этот обряд является очень древним и имеет глубокие языческие корни»...
– «если долго не было дождя, собирались женщины-вдовы, постили и молились (просили у Бога разрешения), одевались в чистые праздничные одежды, и шли к реке. Там они прочитав молитву «Отче Наш», крестились и говорили слова: «Дай Госпадзі, Дапамажы Госпадзі, прынясі вятры, прынясі нам хмары, арашы зямельку, напаі травы, поле, лясы, дай жыцця нашай зямельцы, каб благадатна ўрадзіла, і ўсіх напаіла…», снимали с себя всю одежду, заходили в воду по пояс, и тянули по дну плуг – «пахали воду».
Женщины, стоявшие на берегу пели песню «Ой, не стаяла б ды, белая бярозачка над вадою»:
Ой, не стаяла б ды, белая бярозачка над вадою
не скланяла б яна сваё голле ўніз да долу
а там дзеўка- чарнабрыўка ваду брала
ваду брала, ды размаўляла…
Причем две женщины тянули плуг, одна шла за плугом, другая прутом ивовым погоняла, а остальные пели обрядовую песню. Двигаясь вдоль берега, женщины могли заходить в воду и по плечи…Обряд завершался, как только на небе появлялись тучи.
Местные жители, в эффективности этого метода точно уверены. При проведении в 2010 году обряда «вызывание дождя», когда стояла жара, жители деревни Старый Дедин стали свидетелем того, как нашли тучи и пошел дождь.
Со слов хранителя и собирателя старинных обрядов, старосты д. Судилы Александра Николаевича Галковского, на Климовщине такие обряды проводились в каждой деревне. Отличались они только некоторыми действиями. Так в Судилах, молодые незамужние девушки, чтобы вызвать дождь, голышом перепахивали перекресток дорог.
В д. Старый Дедин у вдовы крали горлач, с грядки вырывали зеленый лук с корнем, и бросали в колодец.
Также в д.Лобже и д.Ганновке, ходило поверье, что для того чтобы вызвать дождь, необходимо было на могилу утопленника вылить много воды.
Есть еще много обрядов, которыми богата Могилевская земля. И благодаря работникам культуры, которые по крупицам их собирают, записывают и изучают, мы узнаем много интересного.
Елена Тишкевич,
ведущий методист отдела УК «МОМЦНТиКПР»