День Святой Троицы в Могилевском районе
День Святой Троицы, также известный как Троица, Пятидесятница или Зеленые святки – важный праздник в народном календаре.
На Троицу было принято украшать свой дом травами. Травы должны были быть освящены в церкви. После того как на службу в церковь сходили, дом украсили, на улицы выходили девушки в нарядных одеждах и отправлялись «завивать березу». Девушки брали ленты и с песнями шли в рощу. Там выбирали две молодые березки, украшали их лентами и полевыми цветами. Верхушки деревьев связывали между собой, делали своеобразные ворота. Во время обряда пели песни, водили хороводы и просили плодородия для земли, высокого урожая и здоровья людям. Девушки предлагали друг другу обменяться подарками и пообещать дружить, помогать и не предавать друг друга весь год. После этого к девушкам приходили с угощениями женщины постарше. Молодые становились в два ряда, брали в руки аир, поднимали над головой и делали так называемый мост. Через который старшие женщины должны были пройти. Чья ветка коснется женщины, той барышне она и должна была отдать угощение. После этого все угощения ставились у березок, чуть подальше разводился костер, где жарили яичницу. Это была обязательная традиция: как на Коляды блины, так на Троицу яичница – все это символизировало солнце, круговорот жизни.
Свой особый обряд был у жителей агрогородка Семукачи. На Троицу женщины плели «лялек-русалек»: брали аир, складывали его определенным образом, делали ручки и оставляли хвост. Потом женщины брали своих куколок и шли к полям, где росли посевы. На границе таких полей этих «лялек» закапывали и просили, чтобы русалки в русалочью неделю жито не мяли. Старшие женщины поднимали руки вверх и просили колосья к небу тянуться. После этого молодые женщины ложились на это поле и немного качались: во время такого таинства женщины напитывались силой матушки-земли. Наши предки верили, что так можно было зарядиться здоровьем и получить от главной кормилицы благословение на будущие роды и здоровье детей.
На Троицу и в игры играли. Одна из таких называется «Дрема». Становились в круг, одна девушка в центре – она и была «дремой», которую пытались разбудить. У «дремы» в руках была небольшая палка, к концу которой привязывали крапиву. Когда дрема просыпалась, девушки бежали врассыпную. Кого крапива зацепит, тот и становился следующей «дремой».
В таких праздниках в Могилевском районе активно участвуют жители и старшего возраста и молодежь. Получается своего рода обмен опытом. Молодежь узнает что-то новое про богатую белорусскую культуру, узнает особенности традиций и обрядов. Ведь молодому поколению предстоит нести дальше эти знания, передавать их своим детям и внукам.
И.А.Пашкевич, редактор РЦК ГУК «Централизованная клубная система Могилевского района»